10 вопросов авторам: Tender
Tender делится радостью собирательства, рассуждает о смысле процесса и отмечает важность общих интересов.
AllOEwriters: Что вам больше всего нравится в написании фанфиков?
Tender: Удовольствие собирателя. Когда я работаю над текстом, то смотрю на окружающий мир глазами крепкого хозяйственника, прикидывая, что бы такое плохо лежащее можно было унести и обработать для создания трехмерности пространства внутри текста, и все, что без текста белый докучающий шум, вдруг оказывается очень кстати: пьяный монолог мужчины в вагоне-ресторане скоростного поезда, из которого можно позаимствовать несколько образных выражений, надпись на плакате в руках у бомжа около метро, обрывки разговоров проходящих мимо людей, семейная драма коллеги, пейзаж за окном, в котором вдруг видится Брейгель, и сразу ловишь себя на мысли — неплохо бы этот же пейзаж увидеть герою и почувствовать ту же самую спокойную тоску. Особенно здорово смотреть на самое себя с сорочьим интересом, выискивая слова для собственных ощущений, это большая психоаналитическая работа, которая при этом делается на голом энтузиазме. И когда все детали найдены, сюжет в какой-то момент собирается сам по себе, и это еще одно удовольствие: пассивно наблюдать, как хорошие сцены возникают в голове, всплывают из подсознания в область осознанного, как пузырьки шампанского.
Ну и, конечно, возможность поговорить о себе с читателем, получить лойсов за то, какой ты классненький и умненький
Что в написании фанфиков вам кажется наиболее сложным?
Рейтинговые сцены. Где-то читала мнение, что хороший рейтинг прямо пропорционален доебанности автора, и не рискну открыто спорить, но не только в этом дело. Нужно иметь талант писать о членах и влагалищах так, чтобы это не был анатомический атлас Синельникова, жажда жизни какая-то должна быть в описании соития, вкус и хрусткость, как у антоновского яблока (pun intended). Я знаю довольно много авторов, которые пишут рейтинговые сцены так, что стереть руки по локоть хочется, но мои собственные вызывают у меня брезгливую неловкость, так что нет.
Получали ли вы когда-нибудь негативные отзывы на свои фанфики? Как вы с этим справляетесь?
Довольно мало. В сравнении с дорогим соавтором Doc Rebecca так и вообще никогда Кстати, единственный, наверное, ярко негативный отзыв на свое творчество я как раз получила на наш совместный (так, увы, и не законченный) фанфик. Читательница оставила мнение о том, что Алва наш не в характере и какой-то однобокий, Ричард скотина аморальная и зачем мы это писали, не очень понятно. Справилась я с этим отлично: посмотрела в экран и с выражением сказала "Это не Ричард наш скотина, это ты скотомудилище тупое", после чего закрыла страничку, выпила кофе и съела конфету.
У меня вообще большие проблемы с принятием критики, я их стараюсь решать конструктивно на работе, потому что за это мне платят деньги, а в фандоме стараюсь как можно быстрее обесценить оппонента (про себя, потому что вслух некрасиво и вдруг он обидится) и счесть все происходящее сложно наведенной галлюцинацией. Или залезть на ручки к друзьям, которые, конечно, меня любят, поэтому расскажут мне, что я права, а критик - нет. И пусть даже это не всегда правда, я бесконечно дорожу их желанием говорить мне то, что меня гладит по голове. Потому что друзей нужно баловать, тогда из них вырастают настоящие разбойники
И наоборот, какой отзыв вам понравился больше всего?
Ой, мне так много прекрасных отзывов писали! К сожалению, как и в случае с плохими отзывами, прелесть в хорошем отзыве на 85% в голове у автора и на 15% на кончиках пальцев читателя. И если автор сам в себя в данный момент не верит и себя не любит, то даже самый прекрасный, подробный, чуткий отзыв провалится в колодец Данаид. Бывает очень здорово получить длинный отзыв от незнакомого человека, в этом плане "Карас в серебре" отдался сторицей: конечно, в нем гораздо больше от прекрасного сюжета и божественного стиля Doc Rebecca, чем от меня, но и мое собственное в нем гладили мягкой лапкой.
Больше всего удовольствия мне доставляют отзывы, по которым можно понять, что читателю в тексте близко именно то, ради чего я этот текст писала, и что в нем может быть зарыто, прикопано и задрапировано кружевами какой-нибудь любовной истории первого плана, такой двадцать пятый кадр; когда читатель в ворохе медведей, лебедей и обнаженных грудей отыскал ту самую горошину, от которой у принцессы ломило спину, хочется этого читателя прижать к груди и никогда не отпускать. Это тоже про психоанализ и про принятие история, по сути дела.
Как вы преодолеваете состояние, когда «не пишется»? Как и в чем вы находите вдохновение, чтобы продолжать?
Ною, жалуюсь, всех достаю, рыдаю по просранной жизни, проклинаю свою бесталанность, ем запретные пирожные из Буше, словом, отдаюсь этому ощущению полностью, и нахожусь в нем долгие месяцы и годы
Я плохой пример для подражания в этом плане, потому что таланта у меня не очень много, он совсем камерный, его хватает на крошечные вещи, желания и мысли сказать что-то новое подолгу не бывает, а награда, которая будет за "напишется", обычно маленькая и сомнительная. Ведь это "не пишется" образуется тогда, когда нам писаниной хочется чего-то получить: лайков, обсуждения, почитания, диалога о тексте, увеличения своего чсв. Если бы процесс приносил удовольствие сам по себе, без цели, не было бы никакого "не писалось". И я обычно, когда вдруг очень хочется написать, но не пишется, задаю себе вопрос: а кого ты хочешь поразить, Тендер? Не проще ли, скажем, послать ему свои фоточки в нижнем белье или свою кандидатскую диссертацию? Или, если его это не проймет, просто попуститься?
В последние несколько месяцев, правда, у меня появилось секретное оружие, звезда души моей, которой стоит только пожаловаться, что текст не пишется, как она невыразимо сложным арсеналом этических манипуляций делает так, чтобы все, что на текст было на полшестого, мигом поднималось на двенадцать. Отсюда прямо переход к пункту 9.
Каким своим фанфиком по «Отблескам Этерны» вы гордитесь больше всего и почему?
Двумя. Про один, к сожалению, сейчас поговорить не получится: он как раз выложен на ЗФБ, но над ним я работала 4 года с огромными перерывами, вложила в него, как Саурон в кольцо, все, что было нажито непосильным трудом, и имею нехарактерное для себя мнение, что он получился довольно прилично. Второй, соавторский, "Пешка в игре", удался мне исторической частью. С удовольствием его перечитываю, хотя сейчас, наверное, прописала бы романтическую линию иначе, сложнее, может быть, менее очевидно.
Чье влияние на ваш стиль и манеру письма оказалось наиболее сильным?
Набокова. Владимир Владимирович, конечно, издевался как мог над теми, кто по нему угорает, но я даже издевку его принимаю с благодарностью: ничего лучше с русским языком никогда не случалось и не случится. Манна и его километровых предложений, с которыми выныриваешь по другую сторону Атлантики. Тынянова: очарована его нарочитым и холодноватым стилем. Не без Гоголя, конечно, не без "Героя нашего времени" (самая совершенная, кмк, композиция из всей этой обязательной тяжелой артиллерии текстовой красоты, из которой палят по обездвиженным школьникам), не без Чехова. Ранний Чехов для меня образчик юмора и сатиры в тексте, сюда же и Гашек, и Войнович, и Марк Твен. Еще очень люблю Сорокина и Пелевина, хотя это больше не про стиль, а про сюжеты.
Над каким фанфиком по «Отблескам Этерны» вы работаете сейчас?
Уже ни над каким. Возможно, еще поработаю, если мой дорогой друг увлечется альдороберами или алвародораками: там определенно есть что сказать.
Какой совет вы бы дали начинающему или неуверенному в себе автору?
Я, увы, не филолог, не литератор, не лингвист, ничего ценного по сути писательского процесса сказать не могу, не зная законов языка ирокезского. Могу только посоветовать найти себе какого-нибудь человека, с которым можно будет упарываться вдвоем и делиться текстами, впечатлениями и собственным творчеством. Если этого человека нет, то, скорее всего, вам будет казаться, что ваши работы уходят в песок, а фандом довольно быстро станет источником боли в седалище. А если такой человек у вас будет, то процесс писательства будет приносить одно удовольствие, и фидбек наверняка будет удовлетворительный.
Если вы читаете фанфики других авторов, расскажите, чьи работы вам нравятся.
Если про Этерну речь, то в фандом я попала благодаря текстам Doc Rebecca, они были единственной причиной, по которой я продержалась первые полтора тома (дальше уже по инерции пошло), так что нравятся - это еще слабо сказано Меня очаровывает барочная полнокровность, яркость текстов Ребекки, и то, насколько вся сенсорика, вся физиологичность в них работает на идею.
Мне очень близки тексты Игра в классики, в особенности ее алвамарсели. Ева умеет удивительно точно и честно говорить про поиск себя и одиночество, в ее текстах очень много любви к героям и веры в лучшее в них, не говоря уж о том, что написаны они блестяще.
Terence Fletcher пишет самый прекрасный на свете, тонкий и забавный джен, Персе так экспериментирует со стилем и композицией, что хочется руки ей целовать. Мне очень нравились алвадораки toma-km, очень жаль, что теперь самого моего любимого текста не найти: Тома тончайше препарировала ощущения человека на закате дня. Не помню, чей текст "Моя Росита", но он оставил у меня самые лучшие воспоминания, хотя читала я его сто лет назад. Лейтенатор и его "Дни горячего ветра" до сих пор действуют на меня лучше всяких стимуляторов, никто так не умеет в динамику и чувственность, как Лейт.
Тексты в дневнике автора